|
|
|
|
|
|
|
|
:: История клички
Атабаски - общее название, данное новейшими
этнологами и лингвистами нескольким племенам индейцев,
ведущим кочевую жизнь в обширных пространствах западной
части британских владений в Северной Америке, между Черчилем и верхним течением
Саскачевана на Ю., Гудзоновым заливом на В., Скалистыми
горами на З. и побережной полосою Ледовитого океана,
населенной эскимосами, на С
АТАБАСКА, озеро в Канаде, в системе р. Макензи. 7,9 тыс.
км2, глубина до 60 м. Сток в Б. Невольничье оз. по р.
Невольничья. АТАБАСКА (Athabaska), река в Канаде (система
р. Макензи). 1231 км, площадь бассейна 153 тыс. км2. Впадает в
оз. Атабаска. Средний расход воды 651 м3/с. Судоходна от г.
Уотеруэйс.
:: Этнография
атабасков |
В отличие от жителей побережья, которые имели свои
богатые природные ресурсы, представители народов
языковой группы Атабаски жили в более суровых условиях
Арктики и субарктики на
севере
континента. Это огромное
пространство имело чрезвычайно скудные природные
условия, и людям приходилось с большим трудом
разыскивать и добывать себе пропитание. Для погодных
условий этого региона были всегда характерны долгая зима
и короткое холодное лето. Индейцы Аттабаски промышляли
охотой на лосей, кабаргу, медведя гризли, диких коз и
занимались рыболовством
Атабаски вели кочевой или полукочевой
образ жизни, переходя из одного района в другой в
поисках добычи для охоты и рыбалки. В речках ловили
форель и щуку, в лесах охотились в основном на кабаргу,
зайцев и полярных куропаток. Орудия для охоты и рыбалки
использовали те же, что и все индейцы
североамериканского континента. И хотя Атабаски много
охотились на животных и птиц, однако, периоды, когда их
племена голодали, были в жизни Атабасков нередки.
Варианты построек своих домов-вигвамов
они конструировали в зависимости от грядущего сезона.
Все Атабаски строили свои дома из дерева и жердей с
таким расчетом, чтобы в них, помимо семьи могли
поместиться так же домашние животные и птица. Кочевые
группы индейцев сооружали более легкие жилища. Индейцы
таких племен народа Атабаска, как Ингалик (Ingalik), что
жили на реке Юкон или племя Каскоквим (Kuskokwim) обычно
на зиму строили временное поселение, а на летнюю рыбалку
перемещались в биваки- "лагеря". Зимние же дома они
строили по принципу эскимосских землянок.
У Атабасков существовали очень простые
социальные деления общества. Большее время года они
проводили в кругу маленьких групп соседских семей.
Сходство между ними существовало в том, что они
исповедовали принципы матриархата и родственники
поддерживали близкие отношения, соблюдая все
обязательства членов одной семьи. Член семьи должен был
найти супругу не среди близких родственников, а в другом
племени.
Когда природные ресурсы позволяли,
несколько племен объединялось для совместной охоты.
Несмотря на то, что охотились все вместе, мужчины
индейцы соревновались друг с другом за право быть
лидером в охоте, на основании чего мужчина мог стать
одним из вождей племени. Также вождем племени мог стать
индеец, проявивший себя смелым воином в межплеменных
конфликтах. Вожди не избирались пожизненно. И если
однажды удача отвернулась от вождя, он больше не мог
претендовать на лидерство в племени.
У Атабасков существовали традиции и
церемониалы, в которых, например, племя встречало и
одаривало подарками своих гостей. Также семейная трапеза
устраивалась, когда умирал кто-то из членов племени.
Когда Атабаски стали участвовать в торговом обмене с
"бледнолицыми", они стали чаще устраивать обще-племенные
трапезы в честь своих новых партнеров, тем самым
моделируя отношения и традиции отношения к "бледнолицым"
для племен всего северо-западного побережья
Американского континента.
Индейцы устраивали пиры в ознаменование
первой охоты, военного подвига, возвращения охотников из
долгого похода, удачной мести или нового похода.
Мужчина, собирающийся жениться, должен был трижды
устроить пир для своего племени. Также церемонии
устраивались, когда племя принимало общее решение
изгнать за провинность одного из своих членов - тот не
мог получить никакой поддержки ни от одного из своих
близких в течение минимум одного года.
Атабаски тоже были язычниками. Они жили
в мире, населенном множеством духов. Они верили, что
после смерти людские души переселяются в животных и
использовали эти легенды в своих обрядах.
У Атабасков были специальные члены
племен, которые проводили религиозные обряды и отвечали
за связь индейцев с миром потусторонних сил. Эти люди
звались шаманы. Шаманы были хранителями религиозных
обрядов и обладали многими знаниями: как излечить
больного; как привлечь удачу к охотнику; как предсказать
погоду и будущее. |
::
Язык |
|
::Основные типы культур Северной
Америки |
По исследованиям, произведенным в последнее время Бушманом, все племена,
вместе взятые, составляют лишь ветвь большего
народа, населяющего обширное пространство
земли и распадающегося на несколько отдельных
племен, известных в современной этнографии и лингвистикепод общим названием атабасских
племен, или атабасской семьи языков. Они распадаются
на три ветви, из коих первая заключает
в себе собственно атабасские племена в тесном
смысле слова, вторая образуется из
остатков индйских племен, рассеянных между
посторонними им племенами в Кальхиокии, Тлатскании,
Умпквии и Гупахе, в штатахОрегониВашингтон;
третью ветвь составляют апачи с навахосами,
живущие в южных частях Соединенных Штатов
и пограничных с ними местностяхМексики. В
отдаленном родстве с атабасками находятся
кинаи, живущие на крайнем северо-западе
Америки.
|
|
Коренные
культуры Северной Америки чрезвычайно разнообразны
и не похожи одна на другую. Если вы думаете,
что все коренные американцы носили головные
уборы из перьев, жили в вигвамах и охотились
на бизонов, в промежутках воюя с белыми колонистами,
то это очень далеко от истины
В Северной
Америке к моменту колонизации
насчитывалось до двенадцати разновидностей культур. Все
они достаточно отличались друг от друга способами
ведения хозяйства. Внутри культурных типов также
существовали различия, связанные с этническим
происхождением народов, имевших разное социальное и
политические устройство и разные обычаи, связанные с
ведением этого самого хозяйства.
Современные коренные американцы являются
потомками нескольких волн миграций народов Евразии на
континент. Наука на данный момент не располагает точными
данными, когда имела место первая из них (предположения
варьируют от 12 до 70 тысяч лет назад), но абсолютно
уверена на счет последней - 1492 год.
Хотя в общем и целом происхождение
коренных американцев окутано туманом неизвестности,
известно, что в связи с систематическим движением
североамериканских ледников, коренное население Северной
Америки бегало от них с севера на юг и с юга на север
несколько раз, чем окончательно запутало пройденный им
исторический и культурный путь в глазах современных
исследователей.
До образования современных культурных
типов в Северной Америке сменилось несколько
культур древних людей:
- 25,000 - 10,000 до н.э. (6,000 до н.э.?) - ЛЮДИ
ПАЛЕОЛИТА:
- 12,500-10,900 годы до н.э. - люди культуры
Кловис
- 9,000 - 8,000 до н.э. - люди культуры Фолсом
- 8,000 - 6,000 до н.э. - люди культуры
Плано
- 6,000 - 1,000 до н.э. - АРХАИЧЕСКИЕ
КУЛЬТУРЫ
о которых опять же мало что
известно, кроме оставленых ими обломков своих
производственных усилий и объеденных костей
бизонов и мамонтов. Однако известно, что все
эти культуры распространялись по континенту
с юга на север, сменяя одна другую, то есть
какая-либо связь между ними не обнаружена.
Более менее определенно удается проследить
начало культур современных коренных американцев
от архаических людей, но от каких именно древних
культур те в свою очередь берут начало - сказать
затрудительно.
Современная наука придерживается
мнения, что большинство живущих ныне на севере
народов (ирокезы, алгонкины, сиу) пришло с юга, из Калифорнии
и ее окрестностей, где отсиживалось после
бегства из Британской Колумбии от надвигавшегося
ледника. Причем племена ирокезов и алгонкинов
появились на севере только около 900 года
н.э. В свою очередь предполагается, что в
Британскую Колумбию они пришли... из Калифорнии,
преследуя предыдущий отступавший ледник. На
этом очень отдаленном моменте истории их следы
теряются, и что было с ними до этого уже совершенно
неизвестно. Калифорнию же (с ее сотнями этнических
групп) считают родиной и многих юго-восточных народов, что превращает
ее просто в «прародину» коренных американцев,
тем более что неизвестно как они там оказались
Наконец, две единственные
культуры (и самые молодые), чье продвижение
вглубь континента ясно прослеживается с северо-запада
- эскимосы и атабаски (на-дене). При отступлении
последнего ледника, они пришли (а скорее приплыли)
в Америку из северо-восточной Азии (пункт
отправления атабасков до конца не ясен, но
известно, что они появились на горизонте Северной
Америки около 3,000 - 1,000 гг до н.э.) и
ринулись на освободившиеся ото льда земли
с севера, тогда как все остальные коренные
народы гордо пришли с юга (из Калифорнии,
конечно!). |
Ср. Бушман, "Der Arthapaskische Sprachstamm" (Берл.,1856),
и его же "Die Verwandsc haftsverh? ltnisse der athapaskischen
Sprachen" (Берл.,1863); Вайц, "Die Antropologie der
Naturv ? lker" (т. 3 и 4, Лейпц., 1862-64), и его
же "Die Indianer Nordamerikas" (Лейпц.,1865); Мюллер,
"Allgemeine Ethnographie" (2 изд., Вена,1879).
|
|
| | |